Один из входов на станцию на фоне главного объекта - вокзала "Новосибирск-главный", 2004 г.
ПРИЕХАЛИ: НОВОСИБИРСК - ГЛАВНЫЙ
"Площадь Гарина-Михайловского" - станция с самым "ультрасовременным" дизайном. Неоновые плафоны в круглых нишах потолка вселяют веру в то, что метро, действительно, транспорт будущего. Вход со стороны пригородных касс украшает великолепная чеканка в стиле позднего социализма со старым (советским) гербом города. Правда, кроме названия, нет и намека на присутствие Гарина-Михайловского, но это неважно. Кстати, экзотическое название площади и станции метро произошло от почитания сибиряками не столько "второстепенного" (как несправедливо считают учебники литературы) классика русской литературы, сколько отца-основателя города (для справки: писатель Гарин-Михайловский был инженером Транссибирской магистрали, благодаря которой возник Новониколаевск-Новосибирск).
Главным объектом, ради которого здесь построили метро, является вокзал "Новосибирск-главный" (в некоторых проектах станция так и называлась - "Вокзальная") - крупнейший пассажирский железнодорожный узел Сибири. Из-за того, что он находится немного в стороне от основных магистралей города, устойчивая связь с ним была одной из проблем Новосибирска. Говорят, "до метро" чуть не половина всех автобусных маршрутов начиналась от вокзала, а проехать по Вокзальной магистрали и по улице Челюскинцев было нереально из-за царивших пробок. Немудрено, что тогдашние градоначальники даже согласились на временный "челночный" вариант функционирования Дзержинской линии (продлившийся почти 14 лет).
Правда, сейчас из-за отсутствия "понятных" конечных наземного транспорта в центре (кроме "Речного вокзала" и площади Калинина) и метрополитена на окраинах вокзал вновь стал одним из главных транспортных узлов города. А по причине абсолютной "наполняемости" наземного транспорта на конечных остановках, станция метро очень многолюдна в "часы пик". Будь то Академгородок или район ТЭЦ-5, "Родники" или Станиславский жилмассив, Вы можете уехать туда с вокзала, а порой - только с вокзала.
Со станции можно попасть на главные торговые улицы Новосибирска - Ленина и Вокзальную магистраль (впрочем, на них же можно попасть и с "Площади Ленина" - что гораздо быстрее, откуда бы Вы ни ехали) и одну из "спальных" улиц в центре города - Челюскинцев (почему-то в Новосибирске очень много "спальников" в центре).
Правда выходы из метро бестолковые: множество наземных точек еще не означает наличия подземных переходов под самими улицами.
Выход из первого вагона оборудован эскалаторами (их три, работают два) и ведет к гостинице "Новосибирск", огромной белой двадцатипятиэтажке, второму новосибирскому гиганту (после вокзала), встречающему приезжих. Около гостиницы расположено сразу два выхода - один в виде павильона, второй - открытый, причем используется только павильон. Выход из первого же вагона (если в вестибюле за турникетами свернуть влево) ведет в длиннющий тоннель, в котором расположен торговый комплекс "Радуга" (так оригинально у нас иногда называют барахолки :-). На поверхности вход в этот "комплекс" (в основном, для гостей столицы Сибири) расположен прямо у вокзала, но популярностью ярмарка почему-то не пользуется. Долгое время, вообще, не было намека, что через "Радугу" можно попасть в метро (именно этот период зафиксирован на одном из снимков). Но потом появился "столбик" московского типа с буквой "М" и названием станции. "По ходу" тоннеля при строительстве были сделаны узенькие выходы (штуки три) к разным остановкам общественного транспорта на площади, но в данный момент они заколочены "наглухо", а в подземной своей части оборудованы под "примерочные".
В силу своей непопулярности выход "из первого вагона" открывается в 8:00 и закрывается в 20:00.
Большинство новосибирцев пользуются выходом "из последнего вагона", который ведет к пригородным кассам, автобусным остановкам и к вокзалу. Причем такой выход к вокзалу гораздо короче по времени, чем блуждания по "Радуге" (эк я ляпнул :-).
Выход "из последнего вагона" также имеет два наземных строения (один - павильон, второй - открытый "подземный переход"), расположенные в двадцати метрах друг от друга и разделенные парой коммерческих киосков (это очень напоминает метро Екатеринбурга в центре города). Тем не менее, практичные сибиряки явно предпочитают выход вправо (через подземный переход), наверное, чтобы не толкать стеклянную дверь павильона :-).
Бестолковость и "базарность" как самой привокзальной площади, так и организации общественного транспорта, беспокоит не только горожан, но и местное начальство. Одно время очень активно начали поднимать тему реконструкции и благоустройства площади Гарина-Михайловского, существуют грандиозные проекты, по сравнению с которыми Манежная в Москве просто детская шалость, но видимо традиционная и элементарная нехватка денег не позволяет этому "громадью" осуществиться. Кстати, метрополитену в планах облагораживания площади уготована почетная роль - например, станция должна будет обрести еще один тоннель, ведущий прямо в здание вокзала, как в Москве (странно, что это не запланировали при строительстве - по себе знаю: не очень-то приятно тащиться с чемоданом среди "комков", "шашлычников", бомжей и прочей мерзости привокзальной площади).
Архитекторы: Попов Л., Катаев Ю.К.
Главный инженер проекта: Романов В.И.
Главный конструктор: Мельник А.П.