Наземный павильон около Дворца бракосочетания, 2004 г.
СТОЛИЧНЫЙ СУВЕНИР
Станция расположена в самом центре - на пересечении центральной магистрали города с улицей Гоголя. Рядом находится огромное количество примечательных объектов - офисных зданий, магазинов, банков, кафе и т.д. В двух шагах от станции находится странное сочетание светского и духовного, по-моему, как нельзя лучше характеризующее ментальность нашего города: в 50 метрах друг от друга расположены кафедральный Вознесенский собор начала XX века и шикарное здание цирка, смелое даже для 60-70-х гг.
С точки зрения архитектуры станция непримечательна - обычная сороконожка, отделанная красным и розовым мрамором, с потолка которой свисают жутко популярные в 80-х годах люстры-гроздья. Единственным украшением, пожалуй, можно назвать две чеканки на входах, на одной из которых изображены три красноармейца, эдакие Бумбараши, а на второй - серп и молот.
В центре станции расположены две лестницы, ведущие вниз к "официальному" переходу на "Сибирскую", в народе нелюбимому. Мое личное мнение - эта "дырка с перилами" хоть и выглядит очень солидно и по-московски (прямо "Чистые пруды", блин), но пассажирам только мешает, и без того на "Красном" обычно не протолкнуться.
Оба выхода оборудованы лестницами. Выход из первого вагона ведет в подземный переход на пересечении Красного проспекта и улицы Крылова, наземные входы встроены в жилые дома на Красном. Выход примечателен своей непопулярностью у пассажиров (из-за чего закрывается он в 8 вечера) и популярностью у лиц без определенного места жительства, благодаря которым пройти мимо, не задохнувшись от источаемой вони, практически невозможно.
Выход "из последнего вагона" существенно популярнее: во-первых, он ведет к "центровому" перекрестку Красный проспект - Гоголя, а во-вторых, так можно быстро и безболезненно перейти на "Сибирскую". Этот выход - одно из немногих мест в новосибирском метро, где можно запутаться. В подуличный "круговой" переход можно попасть через два разных выхода: один ближе к Дому офицеров, второй - к магазину "Синтетика". Сам переход хоть нигде и не обозначен, как торговый центр, популярен именно как место покупок всякой мелочи - сигарет, видеокассет, CD-ROM’ов и прочей ерунды. На поверхности выходы из этого перехода есть на всех углах перекрестка. Выход к Дому офицеров (юго-западный) самый простой - открытый, выходы к Дому профсоюзов (северо-западный) и Дворцу бракосочетания (юго-восточный) оборудованы павильонами, а выход к магазину "Синтетика" (северо-восточный) является пристройкой к жилой девятиэтажке.
Бывшая конечная, "Красный проспект" остается станцией узловой. Причем как для пассажиров, так и для самих "метрошников". На "Красном" частенько меняются машинисты (где-то там же расположена и комната отдыха для них), из-за чего стоянка поезда несколько затягивается. С "Красного проспекта" поезда уходят в депо. Для того чтобы несознательные граждане в такие поезда не лезли, на "Красном" чаще, чем на других станциях, можно услышать объявления про то, что "на прибывающий поезд посадки нет", а въезд в тоннель в сторону "Гагаринской" даже снабжен специальным световым табло, как у стоматолога, "ПОЕЗД ИДЕТ В ДЕПО". Из поезда, прибывающего на такую "конечную", вываливают не только те, кому нужно, но и те, кого выгнали (будьте спокойны, машинисты тоже всю дорогу орут, что "поезд идет до Красного"); к людской толпе добавляются "ожидающие"; да переход этот дурацкий мешается; да тетки-дежурные орут то про "посадки нет", то что-то про "край платформы"; да машинист требует освободить вагоны - шум, гам, толкотня, в следующий поезд, естественно, втиснуться нереально - в общем, атмосфера на станции складывается самая что ни на есть московская. Одно утешение, что из депо поезда выныривают только на "Красный" - соответственно иногда в сторону "Площади Ленина" приходят удивительно пустые составы.
Словом, кто соскучился по Москве, или никогда там не был, милости просим к нам на станцию "Красный проспект" - столичные (во всех смыслах) ощущения гарантированы.
Проект станции выполнен специалистами института "Новосибметропроект".
Главный архитектор: Питерский В. В.
Архитекторы: Козляев В.Г., Барановская И.А., Михайлов А.С.
Художник: Грачев В.П.
Главный инженер проекта: Кожевников В.Н.
Главный конструктор: Мельник А.П.