МетроЭНСК: ОКТЯБРЬСКАЯ  

Интерьер станции, 2004 г.


Один из павильонов, рядом с "депутатским" домом, 2004 г.

НЕЗАВЯЗАННЫЙ УЗЕЛ

Станция "Октябрьская" - одна из самых непопулярных в городе, хотя формально расположена в самом что ни на есть центре. Так уж устроен Новосибирск - центральная магистраль, Красный проспект, притянула к себе все достопримечательности и небольшое отклонение от траектории проспекта означает "скачок" на окраину, посему смена курса метрополитена "вдоль Красного" для людей, знакомых с географией Новосибирска, выглядит удивительной и нелогичной. Ведь за площадью Ленина на Красном находятся часовня святителя Николая (по легенде, являющаяся географическим центром дореволюционной России), кинотеатр Маяковского, областная администрация, картинная галерея, автовокзал, собор Александра Невского, очень престижный старинный жилой район (так называемый "тихий центр"). Кроме того, именно там строится огромное количество новых бизнес-центров.
Однако "Октябрьская" является ярким примером стратегического мышления проектировщиков новосибирского метро (см. "Метрополитен в системе городских коммуникаций"), когда решались не сиюминутные задачи, а искались системные решения транспортных проблем города. "Октябрьская" планировалась как пересадочный узел с Ленинской ветки метро на Первомайскую, связывающую Дзержинский, Октябрьский и Первомайский районы города между собой. Есть информация, что существует вторая "Октябрьская", вырытая одновременно с нынешней. Переход на нее, якобы, тоже готов, а потолок на "Октябрьской" чуть ли не фанерный и готов к демонтажу в любой момент. По крайней мере, так утверждала одна моя знакомица, отец которой работал каким-то начальником еще в советском метрострое.
В любом случае, очевидно, что "Октябрьскую" готовили к узловому положению, ведь даже для наземного транспорта удобнее развязки, чем в районе этой станции тоже представить трудно - улиц шире улицы Кирова в Новосибирске точно нет. Но случилось то, что случилось - станция, как и географическое место города, до последнего времени оставалась исключительно транзитной, интересной только для живущих неподалеку.
Все стало меняться с конца 90-х гг., когда вокруг "Октябрьской" среди жутчайшего частного сектора и островков позднесоветской архитектуры стали строиться новые жилые комплексы, появилась куча банковских офисов. Сейчас район "Октябрьской" можно смело назвать самой динамично развивающейся частью Новосибирска. И, безусловно, не последнюю роль в этом буме сыграло метро: одно дело "недалеко от центра", и совсем другое - "по линии метро". Транспортной развязки, конечно, не получилось (свидетельством служит тот факт, что конечная для наземного транспорта так толком и не сформировалась), но район стал считаться полноправным центром города.

Среди достопримечательностей, находящихся рядом с "Октябрьской", прежде всего, нужно отметить уже упомянутую улицу Кирова, широченную магистраль, построенную в лучших советских традициях, которая связывает центр города с Октябрьским районом - районом очень странных спальников и таких же странных заводов. Кроме того, вблизи "Октябрьской" находятся Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ), третья библиотека страны с огромным фондом и предмет настоящей гордости новосибирцев; здание бывшего обкома КПСС (сейчас в нем расположен областной Совет, местный парламент); Сибирская Академия госслужбы (бывшая партшкола, а ныне что-то вроде ВУЗа, выпускающего цивилизованных чиновников); Университет связи. Как уже упоминалось выше, рядом со станцией находится несколько банков: здание бывшего Дворца пионеров было реконструировано под собственный офис Новосибирсквнешторгбанком, в ста метрах от него выстроен бизнес-центр, принадлежащий Ланта-банку, а чуть в сторону Красного за несколько месяцев выросло здание Сбербанка. Из других новых зданий стоит отметить построенное в этнической традиции здание японского культурного центра, которое находится в пойме речушки Каменки, а также печально знаменитый "депутатский" дом, за получение квартир в котором в 2000-м году из местного парламента вылетели лидеры КПРФ.
Рядом с "Октябрьской" находится одна из красивейших, на мой взгляд, улиц - Восход, переходящая в Октябрьский (еще его называют Коммунальным) мост. Такое название улица получила из-за крутого берега Оби, на который она когда-то "восходила". Но есть и более простая версия, что название Восход, действительно, получилось от восхода солнца, так как от Оби улица идет строго на восток.

В архитектурном смысле станция "Октябрьская" бедна - красно-серая мраморная "сороконожка" с названием, написанным на стенах "известинским" шрифтом, и двумя выходами, из которых постоянно функционирует только выход "из первого вагона", оборудованный эскалаторами (работают, как всегда, два из трех) и ведущий в подземный переход под улицей Кирова с двумя наземными павильонами. "Выход из последнего вагона" оборудован лестницей, ведущей в такой же переход с точно такими же наземными входами. Отсутствие эскалатора объясняется, как в случае с "Заельцовской" - улица Кирова делает уклон, поднимаясь от поймы Каменки к Восходу. Очень долгое время этот выход работал только в дни массовых гуляний (например, в День города) - поскольку ориентирован на прием людей, идущих из центра. В остальное время был закрыт "наглухо" - по слухам, причиной тому стали какие-то подвижки грунта, связанные с отсутствием эксплуатации второй "Октябрьской". Впрочем, мне эта версия всегда казалась враньем; скорее всего, причина в элементарной экономии на непопулярных выходах и станциях, которой так гордятся наши "метрошники", регулярно публикуя отчеты, сколько они чего наэкономили, останавливая в 21-00 эскалаторы на "Речном" и включая на "Гагаринской" только половину всех лампочек от имеющихся. Во всяком случае, я прекрасно помню, что году в 94-95-м работал только "выход из последнего вагона" - запомнил потому, что ездил в ГПНТБ, а выходить в противоположную сторону было жутко обидно.
В июне 2004 г. подземный переход ближе к центру города ("выхода из последнего вагона") открылся для посетителей, но вовсе не для приема пассажиров, а в качестве торгового центра. Впервые в практике Новосибирского метро под землей открылся самый настоящий супермаркет. Супермаркет "одежный", назвался "Дисконти". Попасть можно только через выход ближе к Облсовету. Этот павильон по случаю стал кислотно-оранжевым и привлекающим внимание, зато павильон около "Новосибирсквнешторгбанка" так и остался заколоченным.


Архитекторы: Нечаева Л., Питерский В.В., Барановская И.А.
Художник: Чернобровцев А.С.


СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАНЦИЯ
ФОТОАЛЬБОМ СТАНЦИИ (20 ФОТО)
ВЫХОД В ГОРОД
К ДРУГИМ СТАНЦИЯМ
НА ГЛАВНУЮ
Вам понравился мой сайт?
Любые замечания и дополнения принимаются

Ingestroy: горизонтальное бурение, направленное бурение, консультации т. +7 (495) 761-43-97. . Услуги качественной регистрации всех изменений в ООО и других форм собственности по договору . элитные входные двери из дерева
Ingestroy: горизонтальное бурение, направленное бурение, консультации т. +7 (495) 761-43-97. Услуги качественной регистрации всех изменений в ООО и других форм собственности по договору элитные входные двери из дерева
Hosted by uCoz