|
||||
Жетон 1991 г. |
:Жетон 1992 г. (сторона 1) |
Жетон 1992 г. (сторона 2) |
Карта образца 1996 г. (сторона 1) |
:Карта образца 1996 г. (сторона 2) |
Карта образца 1999 г.(сторона 1) |
Карта образца 1999 г. (сторона 2) |
В Новосибирске метро было построено во времена "развитого социализма", поэтому горожане застали общесоветскую единицу измерения проезда в метро - знаменитый бронзовый "пятачок". Именно пятикопеечная монета служила верой и правдой новосибирскому метрополитену целых 5 лет - до тех пор, пока ее не сменила более весомая монета - 15 копеек. Дальнейшая череда инфляций, гиперинфляций, деноминаций и прочих потрясений национальной валюты начисто стерли из моей памяти точную стоимость проезда в сибирской подземке - помнится только то, что очень долго метро стоило столько же, сколько проезд в городском общественном транспорте, а с 1996 г. стало стоить "немного дороже". В настоящее время метро стоит 6 рублей. Это дороже, чем проезд в трамвае, троллейбусе и автобусе (они стоят 5 руб.), и в среднем равно стоимости проезда на основных метрошных конкурентах - маршрутных такси и коммерческих автобусах, зачастую дублирующих метро и обычно следующих из одной окраины в другую "через центр". "Маршрутки" стоят от 4 рублей (непопулярные или коротенькие) до 20 рублей (в самые отдаленные районы). Средством оплаты в Новосибирском метро после "пятачка" и "пятиалтынного" стал жетон из белого металла, который был введен в 1991 г. На мой взгляд, из всех постсоветских жетонов он самый красивый. Стороны жетона - одинаковые, с эмблемой новосибирского метро и надписью "Новосибирский метрополитен". В 1992 г. в одночасье старые жетоны были изъяты и в ход пошли более простые жетоны из красного металла, сделанные на Новосибирском заводе низковольтной аппаратуры (именно так расшифровывается "загадочная" надпись "НВА" :), которые постоянно повышаясь в цене, действуют до сих пор. В 1996 г. была предпринята первая попытка ввести электронное средство расчета - появилась первая "конверсионная" электронная карточка, изготовленная на одном из многочисленных новосибирских НПО - толстенный кусок пластмассы размером с визитку, который совершенно не пользовался популярностью. В 1999 г. была введена новая электронная карточка - изящная и удобная, всем своим видом напоминающая кредитную карточку. Эта карта многоразовая - стоит 50 рублей, на ЧИП в кассе вносится количество поездок; когда карточка пустеет, можно доплатить и внести новое количество. При расчете карточкой пассажир существенно экономит – до 10-15%. Единственным неудобством было ограничение срока действия поездок, внесенных на карточку - 10 поездок были действительны в течение месяца, 20 - два месяца, 50 - три месяца, но сейчас эти ограничения сняты. В вестибюлях всех станций стоят специальные автоматы под старую и новую карточку, напоминающие советские автоматы для размена монет, с помощью которых можно проверить оставшееся количество поездок. В Новосибирске, так же, как и в других городах, существуют проездные билеты, которые предъявляются контролеру на входе в метро - студенческие и единые (на все виды городского транспорта). Под все возможные виды оплаты проезда приспособлены и автоматические турникеты. Большинство из них - это турникеты старой серии, приспособленные для приема жетонов. Также на всех входах обязательно стоит турникет для старой карточки и пара новых турникетов - для приема и жетона, и новой карточки. |