Наземный павильон станции на перекрестке улиц Гоголя и Ольги Жилиной, 2004 г.
ДОЛГОЖДАННАЯ, НО БЕСПОЛЕЗНАЯ
"Маршала Покрышкина" была открыта в канун нового 2001-го года и стала первой станцией после восьмилетнего перерыва в строительстве.
Можно сказать, что единственной достопримечательностью района, в котором расположена эта станция, является полное отсутствие каких-либо значимых городских объектов, если не считать универмага Сибирского военного округа, Жиркомбината и довольно большого числа небольших полупромышленных зданий, типа Энергосбыта, Картографической фабрики и всевозможных складов. Во многом такая непримечательность объяснима логикой городского развития - до войны эта часть была самой настоящей окраиной, где строили преимущественно мелкие заводы, но с ростом города она оказалась в географическом центре Новосибирска. Промышленные объекты к тому времени уже были возведены, поэтому городу не оставалось ничего иного, как продолжить рост, обогнув район будущей станции "Маршала Покрышкина".
Из всего вышесказанного понятно, что этот район никак нельзя назвать ни оживленным, ни привлекательным, да и станция метро в силу своего "проходного" положения стала самой немноголюдной в Новосибирске - после того, как схлынул поток туристов-горожан, там стало совсем неуютно. "Маршала Покрышкина" немного оживает в "часы пик", но по загрузке ей далековато даже до "Гагаринской", ведь в районе Военторга нет даже полноценных спальных районов. Кое-какое строительство высотного жилья случилось в 80-е годы, но из-за плотной промышленной застройки настоящего жилмассива так и не получилось, а жители ближайших к станции "спальников" - Кропоткинского и Плехановского жилмассивов предпочитают пользоваться наземным транспортом или ездить на метро до "Гагаринской". Поясню на собственном примере: от моего дома, расположенного на границе Кропоткинского и Плехановского массивов, идти до "Маршала Покрышкина" ближе, чем до "Гагаринской", но для того, чтобы дойти до "Покрышкина", нужно перебираться через полотно железной дороги, идти мимо вонючего жиркомбината или по вонючей и пыльной улице Ипподромской. Да и куда можно доехать с "Покрышкина"? Напрямую только до вокзала, а для поездки в центр, придется делать пересадку...
Несмотря ни на что, некоторые автобусные маршруты (прежде всего, более гибкие коммерческие) после открытия станции стали проходить "по Гоголя, через "Покрышкина", а потом по Жилиной (или Ипподромской)"... Кое-какие маршруты даже стали заканчиваться на "Покрышкина" - благо улица Гоголя пустынна, и автобусы могут отстаиваться прямо на проезжей части.
Немного об архитектуре станции. Станция колонная, отделана красным бразильским мрамором. До сих пор блестит и сияет (остальные станции уже порядком "обжиты"), но по большому счету ничего примечательного в ней нет. Правда, на выходе "из первого вагона" должен быть установлен бюст Александра Ивановича Покрышкина - во времена строительства станции по этому поводу активно шумели, но сейчас, похоже, намерения установить памятник улетучились, да и разговоры поутихли.
У станции должно быть два выхода в город. Но вот уже третий год работает только выход "из последнего вагона" - к перекрестку улиц Гоголя и Ольги Жилиной. Второй выход должны были открыть "к лету" 2001 года. Он выводит к малоизвестной улице Татарской (это фактически), но более значима близлежащая улица Ипподромская, мощная транспортная артерия, пока совершенно бесполезная, ибо ведет она "из ниоткуда в никуда". История строительства этой улицы не менее драматична, чем история станции "Маршала Покрышкина", но перспективы в случае продолжения строительства - очень хорошие.
Выход "из последнего вагона" имеет два наземных сооружения по обе стороны улицы Гоголя: металлический коричнево-зеленоватый павильон (совсем не похожий на те, что строились в 80-х и в 1992-м для "Гагаринской") и вход, встроенный в жилой дом. Забавно, что дом сдавался одновременно со станцией, и ходят слухи, что фирма-строитель принимала посильное "добровольное" участие в процессе городского метростроения.
Выход "из первого вагона" имеет точно такой же наземный павильон. Что будет на противоположной стороне улицы, неизвестно - все сокрыто заборами и стройками. В подуличном переходе, который сейчас имеет только один выход на поверхность (изнутри подходы ко второму выходу загорожены всяческим хламом), по старинной новосибирской традиции располагается книжная ярмарка, пустынная и унылая. О наличии ярмарки и отсутствии "метра" свидетельствуют бумажки в мультифорах, прикрепленные к каждой двери павильона: "КСЕРОКОПИРОВАНИЕ СКАНИРОВАНИЕ" и "ВХОДА В МЕТРО НЕТ. ЗДЕСЬ КНИЖНАЯ ЯРМАРКА". Кому как, а мне почему-то вспоминается бессмертное "Штанов нет"...
Проект станции выполнен специалистами института "Новосибметропроект".
Архитектор: Бернов А.А.
Главный инженер проекта: Артурова А.А.
Главный конструктор: Аникеев И.Ф.