Выход к платформе электрички и улице Восход, 2004 г.
ДАЧНИКИ, НА ВЫХОД!
"Речной вокзал" - самая необычная станция новосибирской подземки и одна из двух станций с "нетиповым" дизайном (вторая - "Сибирская").
Последняя станция правобережной части Ленинской линии расположена на крутом спуске к Оби (именно из-за этого спуска-подъема и дано название близлежащей улице - Восход), поэтому она находится и под землей (ближе к центру), и над землей (ближе к набережной). Надземная часть станции имеет прямой выход на метромост, в связи с этим станцию сделали с двумя платформами. Каждая платформа оборудована и эскалаторами, и лестницами (с обоих концов), но эскалаторы работают только "на подъем" и только до 9 вечера.
Интерьер станции можно назвать имперско-сибирским. Новосибирск задолго до федеральных округов самоназвался "столицей Сибири" - действительно, он давно стал самым крупным и "продвинутым" сибирским городом (крупнейший железнодорожный узел, отделение Академии наук, шикарный Оперный, консерватория, самый оживленный аэропорт и т.д.). Это осознание "столичности", видимо, вдохновило архитекторов, и по обеим стенам станции расположились 10 витражей из цветного стекла с электрической подсветкой, каждый из которых посвящен одному из сибирских городов: Новосибирску, Барнаулу, Бийску, Томску, Тобольску, Новокузнецку, Сургуту, Тюмени, Омску и полумифическому городу Мангазея. Примечательно, что в этой "энциклопедии" нет Красноярска - главного конкурента за звание "сибирской столицы", но есть Тобольск, Томск и Омск - исторические центры Сибири :)
У станции имеются два огромных вестибюля - опять же "нетиповой" архитектуры. Тот, что со стороны улицы Большевистской (наземный) поражает красотой "советской практичности" - огромное здание, одним торцом врезающееся в откос, а вторым - переходящее в самый длинный в мире метромост.
"Речной вокзал" - станция-развязка. По степени "транспортной полезности" она занимает одно из первых мест.
"Выход из первого вагона" чрезвычайно популярен и ведет к улице Большевистской с ее огромной конечной остановкой наземного транспорта, растянувшейся от Октябрьского моста в сторону гостиницы "Обь" метров на сто. Весь транспорт, идущий из центра в Первомайку, южную часть Октябрьского района и правобережную часть Советского района, или начинает маршрут с "Речного", или, как минимум, проходит через эту остановку. Поэтому здесь всегда многолюдно и "многомашинно", особенно в часы пик.
Из других достопримечательностей, расположенных вблизи этого выхода, стоит отметить театр "Старый дом" - один из самых популярных и самых необычных новосибирских театров, собственно Речной вокзал, выгоревший летом 2003 г. (впрочем, настоящих пассажирских перевозок с него уже давно не осуществлялось), а также гостиница "Обь". Но самым главным объектом, ради которого горожане едут до "Речного", является набережная Оби. Летом на набережной многолюдно и шумно - там проходят концерты, проводятся дискотеки и разнообразные корпоративные "празднества". Чуть правее Октябрьского моста в 2003 г. заложили парк "Городское начало", главным объектом которого является один пролет того самого железнодорожного моста, с которого начался Новосибирск. Второй достопримечательностью парка является множество плакатов с изображениями проектов самого парка. Если все это не было предвыборным пустозвонством, то выглядит просто великолепно.
Второй выход ("подземный") тоже примечателен - он совмещен с платформой электрички "Речной вокзал", и в вестибюле станции даже имеются пригородные кассы, такие же как кассы метро (приезжие часто путаются: отстоят длиннющую очередь и просят жетончик...). Подобное решение (метро + электричка) характерно для Питера и Москвы, но никак не для Новосибирска, где эти два вида транспорта практически не пересекаются и должны пересекаться только в самой дальней перспективе. До строительства метро платформы "Речной вокзал" в Новосибирске, вообще, не было. Очевидно, что ее "возвели" и "совместили с метро" из-за исключительной популярности железнодорожных направлений.
Дело в том, что южное направление (в сторону Барнаула) и направление "на Кузбасс" (в сторону Новокузнецка) - наиболее актуальны в пригородном сообщении. Во-первых, южная и юго-восточная части области самые густонаселенные и максимально "приближены" к Новосибирску: там находятся такие города и крупные поселки, как Искитим, Линево, Тогучин, Черепаново и самый главный сосед - Бердск, город, половина населения которого работает в Новосибирске. Во-вторых, в этих направлениях расположены самые удаленные части города (и далеко не самые маленькие) - Академгородок, Нижняя Ельцовка, Первомайка. Ну а, в-третьих, "на Кузбасс" и "на юг" - это самые дачные районы.
Платформа очень удобна, и дачники это успели оценить - не надо, как на "Главном", тащиться средь привокзальных бомжей и убогих палаток, карабкаться по лестницам и разыскивать какой-нибудь "13а путь". Да и ехать до "Речного" на метро быстрее, чем до вокзала - и не только из Левобережья, но и, например, с площади Калинина - опытным путем доказано неоднократно.
Через тот же выход ("из последнего вагона") можно попасть к улице Восход, главной улице для поездок вглубь Октябрьского района, и на Октябрьский (Коммунальный) автодорожный мост. Гулять по нему, конечно, можно - виды на Обь, набережную и Левобережье того стоят. Но желательно при этом иметь респиратор, потому как придется сполна надышаться выхлопами машин, идущих просто сплошным потоком.
"Речной вокзал" - станция во всех смыслах неординарная и существенно изменившая облик Новосибирска; станция, к которой горожане привыкли настолько, что сейчас даже не мыслят существования без нее. Одним словом, "самая городская" станция.