Выход, совмещенный с подуличным переходом, 2004 г.
ОКРАИНА ЦЕНТРА
Станция "Заельцовская" была пущена в апреле 1992 г. одновременно с "Гагаринской". Уникальность ее расположения заключается в том, что площадь Калинина, под которой расположена станция, можно считать и центром города, и началом городских окраин - многочисленных заводов, спальников и удаленных районов. От "Заельцовской" (или мимо нее) идут автобусы и маршрутки в огромные спальники "Родники" и "Снегири" и к Новосибирскому заводу химконцентратов (НЗХК). Длиннющая улица Дуси Ковальчук (смешное название по имени-фамилии сибирской революционерки), пересекающая Красный проспект, тоже состоит почти сплошь из девятиэтажек. Чуть дальше, между площадью и "Снегирями", располагается вполне самостоятельная часть города - улица Богдана Хмельницкого (в народе именуемая не иначе как "Богдашка" или "Богданка"), центральная магистраль Калининского района и вотчина НЗХК. К северу и северо-востоку от "Заельцовской" расположены Ботанический жилмассив и пригородные районы, выполняющие "спальную" функцию - Пашино и Мочище. Прибавьте к этому заводы (ныне почти умершие), крупнейшими из которых являются приборостроительный и электровакуумный, и станет понятно, что значение станции для города примерно такое же, как "Площади Маркса". Агентство "СПАРКС" одно время даже рисовало обеим станциям одинаковую загрузку - 50 тысяч в сутки, правда мне лично в это верится с большим трудом. Все-таки по популярности "Заельцовская" уступает второй конечной - конкуренцию ей в качестве пересадочной станции "с метро на автобус" составляют практически все станции, расположенные в центре: "Красный проспект", "Площадь Ленина", "Речной вокзал", а особенно "Площадь Гарина-Михайловского" (от вокзала начинается огромное количество маршрутов в северную часть города). Да и Красный проспект не сравнить с Октябрьским мостом по количеству "пробок" и длительности возникающих заторов - на мосту можно и полтора-два часа простоять, если повезет.
Название станции является примером чисто новосибирской топонимики, вообще-то, для города нехарактерной: сказывается советское прошлое, разукрасившее карту города многочисленными Большевистскими-Коммунистическими, Маркса-Ленина и совсем уж уродливыми названиями вроде Танковой, Холодильной или Автогенной. Последние два названия, по-моему, вообще, "шедевры".
У приезжих "Заельц’овская" почему-то вызывает ассоциации исключительно с первым российским Президентом, хотя поводом для названия сначала административного района города, а потом и станции метро (по проекту она должна была называться "Площадь Калинина"), стала небольшая речушка Ельц’овка, которую иногда называют Верхней Ельцовкой, чтобы отличать от Нижней Ельцовки - такой же речушки, текущей в южной части города недалеко от Академгородка. Понятие "ЗАельцовский" появилось не из-за размеров и значимости реки, а из-за огромного оврага, разрезавшего город и создавшего вполне реальную преграду для передвижения. Кстати, названия "за..." для Новосибирска типичны: из актуальных можно привести в пример Затул’инский жилмассив (за речкой Тул’ой) в Левобережье, а из устаревших - существовавший до войны Зак’аменский район (по названию реки К’аменки). В обоих случаях речки небольшие, а вот овраги глубокие и широкие.
"Заельцовская" - одна из трех односводчатых станций новосибирского метро. Дизайн бесхитростный, сказывается период строительства - безвременье начала 90-х. Внимание привлекает разве что хитросплетенье ламп дневного света под потолком.
В центре станции, как и на "Площади Ленина" и "Площади Маркса" - монитор, транслирующий "Новосибирск со знаком плюс".
Станция имеет два выхода, совмещенных с подземными переходами под Красным проспектом. Выход "из последнего вагона" оборудован эскалаторами (такие появлялись в Москве на новых станциях в начале 90-х - очень металлизированные и со "шлагбаумами") - как обычно в Новосибирске, работают два из трех. Выход "из первого вагона" - лестница. Такая "несправедливость" связана с уклоном, который делает Красный проспект, спускаясь к Ельцовке. На поверхности эти два входа в метро находятся в зданиях - "сталинках".
Одной из "примечательностей" "Заельцовской" является самый короткий и прямой перегон, который проходит под речкой. Заметить это, правда, чаще можно на "Гагаринской": загляни в тоннель и увидишь свет фар "отстаивающегося" на "Заельцовской" поезда:-).