МетроЭНСК: ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  



ИСТОРИЯ

Разговоры о метро в Новосибирске начались в 60-х годах, когда стало понятно, что город-акселерат требует нового вида транспорта. Но решение Совмина о строительстве было принято только в 1978 году. Лоббировали это решение тогдашний председатель горисполкома И. Севастьянов и главный архитектор города Л. Михалев. Поэтому метро в столице Сибири можно смело назвать их детищем.

12 мая 1979 года в районе нынешней станции "Октябрьская" было торжественно начато строительство. А еще через 6 лет в Новосибирске под землей пробежал первый поезд.
Пусковой участок включал в себя 5 станций Ленинской линии от "Красного проспекта" до "Студенческой", депо "Ельцовское" и метромост через Обь. Тогда же должны были пустить "Спортивную", но к сроку не успели, а позже, вообще, свернули строительство. "Костяк" новосибирской подземки (до сих пор этот участок метро является основным) был запущен 7 января 1986 года.
Пуск метро не обошелся без скандала. Строительство должны были закончить еще в 1985-м, о чем и отрапортовали 27 октября, приурочив пуск первой очереди к годовщине Октября. Но приемка госкомиссией и открытие случились лишь в Рождество 1986 года. Мало того, что запустили в не очень советский праздник, так еще и сбили все показатели за квартал, год и пятилетку... :)

Второй "кусочек" метро от "Площади Гарина-Михайловского" до "Сибирской" был пущен 31 декабря 1987 года. Его основной задачей было связать вокзал, находящийся немного в стороне от центральной магистрали города, Красного проспекта, с основным участком метро. До конца 2000 года на этом куске курсировал единственный челнок.
Примерно в это же время (году в 1987-88-м) началось строительство еще трех станций ("Площадь Маркса" начала строиться практически одновременно с первым участком) - "Фрунзенской", "Гагаринской" и "Площади Калинина". Ради этого были вновь перекрыты часть Красного проспекта и магистраль, связывающая центр города с Дзержинским районом, - улица Гоголя. Если судьбы "Гагаринской" и "Площади Калинина" (теперь "Заельцовской") сложились удачно, то история "Фрунзенской" (ныне "Маршала Покрышкина") - это совершенно особый разговор, про это на сайте есть целый рассказ.

В качестве отступления. Отдельного упоминания требуют "переименования" новосибирского метро в постперестроечное время. Впрочем, метро здесь - лишь частный случай. То ли "сибирское" спокойствие повлияло, то ли тезис о том, что "Новосибирск - город контрастов", а "бабушек" лучше не злить, но факт остается фактом: столица Сибири очень аккуратно подошла к вопросу о переименованиях. С одной стороны, не было НИ ОДНОГО переименования городских объектов или сноса "неправильных" памятников, а с другой, на карте города не появилось НИ ОДНОГО памятника или названия нового объекта, связанных с коммунистическими ценностями. В метро это выразилось так: строили "Площадь Калинина", а запустили "Заельцовскую", начинали строить "Фрунзенскую", а закончили "Маршала Покрышкина". Хотя мне лично иногда очень хочется, чтобы "Площадь Ленина" стала "Театральной", "Октябрьская" - "Восходом" (это улица такая), а "Площадь Маркса" - "Башней" (историческое название этого места). Мечты, мечты...

26 июля 1991 года была открыта "Площадь Маркса" - последняя станция с "коммунистическим" названием. Станция получилась стратегической, поскольку именно ей суждено было стать главным пересадочным узлом в Левобережье.
2 апреля 1992 года был запущен участок от "Красного проспекта" до "Заельцовской" - тоже стратегической станции-развязки на севере города. На этом строительство первой очереди новосибирской подземки завершилось.
Первая станция второй очереди была открыта лишь 28 декабря 2000 года. Наверное, такого восторга жители Сибчикаго не испытывали очень давно - с самого открытия метро. В день открытия на станцию пускали всех - и губернаторов, и простых смертных, играла музыка, лилось шампанское и резались многочисленные ленточки. Первый поезд вел губернатор области Виктор Толоконский (пассажиры потом говорили, что "резковато вел"), а тогдашний начальник метро Демин получил в дар огромный "ключ от станции". Пуск "Маршала Покрышкина" не решил транспортных проблем города, но, во-первых, было открыто полноценное (или почти полноценное) движение на Дзержинской линии, а, во-вторых (пожалуй, это главное) у горожан появилась надежда на то, что после восьмилетнего перерыва строительство метро в Новосибирске будет продолжено.

Немного о чрезвычайных ситуациях в сибирском метро. Не иначе как открытие в Рождество повлияло на тот факт, что за почти двадцатилетнюю историю метро в Новосибирске не было зафиксировано ни единого серьезного происшествия (тьфу-тьфу-тьфу). Кроме обыденных (к сожалению) "прыгунов", которые почему-то облюбовали многолюдные "Площадь Ленина", "Красный проспект", "Речной вокзал" и "Площадь Маркса", на память приходят разве что ситуация с "чеченской" угрозой и "газетно-телевизионная" шумиха в связи с незащищенностью метромоста.
Первое событие случилось в 1996 году после "ликвидации" Дудаева. Те самые злополучные переговоры ичкерийского президента по мобильнику "засекли" новосибирские ФСБшники. После чего в редакцию газеты "Новая Сибирь" пришло письмо, написанное зелеными чернилами (блин, "воины Ислама"!), содержащее угрозы новосибирцам. Силовиков насторожило то, что в письме, опубликованном газетой, содержалось слишком много засекреченной информации. В метро усилили дежурство милиции, на центральных станциях появились видеокамеры, а в вестибюлях могли запросто остановить и дать понюхать багаж собаке.
С чем связана вторая шумиха, вспомнить сложно - то ли после очередного битья стекол на левом берегу, то ли после какого-то московского теракта, власти вдруг прочувствовали, что мы - тоже столица, но наш метромост должным образом не охраняется. Смешно сказать, но залезть по опорам к зеленому коробу на левом берегу, ведущему от моста к тоннелю (на месте станции "Спортивной") мог любой мальчишка, и то, что до сих пор туда не вмонтировали какой-нибудь "сюрприз" - чистое везение. Сейчас, говорят, охрана усилена, хотя мне как-то приходилось идти по коммунальному мосту ночью, после закрытия общественного транспорта, но обещанных "часовых" в районе метромоста замечено не было.

Была еще одна "угроза" - к счастью, абсолютно ложная. После теракта в московском метро в феврале 2004 г., когда по всей стране были усилены меры по охране метрополитенов, на выходе со станции "Гагаринская" (в сторону магазина "Садко") была найдена бесхозная сумка. Вход был закрыт (людей впускали / выпускали через южный вход), сумку расстреляли из водяной пушки и успокоились.

Метро в Новосибирске посещал Президент Всея Руси (я имею в виду Бориса Николаича). Накануне выборов 96-го года г-н Ельцин был в городе, и его прокатили от "Красного проспекта" до "Площади Ленина". Тогда, помнится, кандидат-Президент сделал странный выкрутас в духе "позднего Ельцина". Сначала, выйдя из метро, сказал: "Хорошо, но мало" (видимо критикуя нерадивых местных градоправителей), а потом на глазах у изумленной толпы подписал распоряжение о дополнительном финансировании строительства новосибирской подземки, исправляя ручкой полагавшиеся 1,5 миллиарда на 15 и провоцируя инфаркты своих помощников-советников. Правда, строить от этого быстрее не стали, скорее всего, про ту бумажку благополучно забыли :).
О метро говорил и второй Президент во время визита в Новосибирск в октябре 2000 года. Тогда Путин благословил продолжение строительства, говорят, даже распорядился дополнительно профинансировать строившуюся тогда станцию "Маршала Покрышкина". И именно визит Путина поставил "на уши" весь город, парализовав движение наземного транспорта и сделав на один день метро самым популярным способом передвижения после ходьбы пешком. Поверьте, такого пассажиропотока я не видел даже в самые напряженные часы пик. Правда, некоторые станции тоже не работали - например, на полдня была закрыта "Студенческая". Президент посещал НГТУ, а народ охреневал, пролетая с "Речного вокзала" сразу до "Площади Маркса". Но это ведь Россия, блин... глубинка, блин...



ПЕРСПЕКТИВЫ

Перспективы строительства до последнего времени были туманны. Начатое было строительство "Площади Станиславского" свернули году в 94-95-м, на "Гусинобродской" (ныне ее все чаще называют "Золотой нивой") с "Доватора" тоже не очень-то видно примет строительства, а про "Волочаевскую"-"Молодежную", похоже, вообще, забыли. В схемах ее не рисуют, а в планах то упоминают, как некую "зональную" станцию, то не вспоминают вовсе.

Единственная стройка, которая ведется в настоящее время, это - "Березовая роща" (строительство началось чуть позже "Фрунзенской"), правда, когда после выборов мэра в 2000 году начали форсировать "Маршала Покрышкина", про "Березовую рощу" немного подзабыли. Да и долги перед метростроевцами, участвовавшими в битве за новую станцию, оказались нешуточными - те даже бастовать решили.
Но оптимизм у горожан и у начальства все равно есть. В феврале 2001 г. проходило огромное совещание с участием московских специалистов, на котором было сказано, что метро в Новосибирске будет, причем было сказано, какое и когда. К концу 2003 года обещали сдать "Березовую рощу" - станцию, которая по объемам загрузки будет сравнима с "Площадью Маркса" и "Заельцовской". Позже сроки сдвинулись до конца 2004 г. Судя по темпам и по настроениям в мэрии к Новому году до "Березки" прокатимся. Мэрия сменила подрядчика - теперь метро строит "БАМтоннельстрой". В прошлом году нашим метростроевцам купили проходческий щит LOVAT, строительство метро активно "пиарится" в лучших советских традициях - и по ТВ, и "Комсомолка" чуть не ежедневно "вести с полей" передает...

В 2010 году обещают сдать "Золотую ниву" (теперь так именуют "Гусинобродскую"), "Доватора" (окончание Дзержинской линии) вместе с депо "Волочаевское" и "Площадь Станиславского". Первые две станции больше "спальные". А вот Площадь Станиславского после строительства метро должна стать крупным узлом, который разгрузит от наземного транспорта Площадь Маркса и район станции "Студенческая". Тогда же обещают начать строительство Кировской линии - ветки с восемью станциями и еще одним депо, которая пройдет в Левобережье с севера на юг.
Рискну сказать за всех горожан, но в столь радужное будущее, похоже, не верит никто. Но если построят хотя бы "Березовую рощу" и "Площадь Станиславского", можно будет сказать, что метро в Новосибирске состоялось.



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Метро в Новосибирске строится преимущественно открытым способом, самая глубокая станция - "Сибирская", да и то только из-за того, что в пересадочном узле "Красный проспект"-"Сибирская" она находится ниже "Красного". "Мелкость" не мешает нашей подземке "мажорить" эскалаторами, которые есть на многих станциях.

Негласные правила поведения на эскалаторе отличаются от столиц. У нас по эскалаторам не бегают и даже не ходят, а забивают их "стоячими" телами и справа, и слева.
Году в 98-м с эскалаторами был связан небольшой скандал - одной барышне гребенкой разорвало длинную шубу. Барышня подала в суд, но, насколько я запомнил, суд проиграла (Россия же!..). Правда правила пользования метрополитеном с тех пор дополнились "нестандартным" сибирским пунктом - теперь "прикосновение длинной одежды со ступенями эскалатора" запрещается :).

Все станции (кроме "Речного вокзала") рассчитаны на прием "пятивагонников", но ходят составы из четырех. Тип используемой техники - 81-714 и 81-717. Рисунок на двери только "Х-образный".
К сооружениям метрополитена относятся также метромост через Обь, единственное электродепо "Ельцовское", огромное количество разнообразных наземных вентиляционных сооружений и подземных переходов (даже тех, что не ведут в метро, а просто находятся рядом с ним - например, переход рядом со станцией "Речной вокзал"), а также управление МУП "Новосибирский Метрополитен" (инженерный корпус) в доме №34 по улице Серебренниковской.

Среднее время движения поезда между станциями - чуть больше минуты, самый длинный перегон "Речной вокзал" - "Студенческая" (4 минуты) получился из-за того, что на левом берегу Оби не была построена станция "Спортивная" (об этом на сайте есть соответствующий рассказ). Самый длинный подземный перегон - "Площадь Ленина" - "Октябрьская" (больше 2-х мнут). На Дзержинской линии перегоны по 2-2,5 минуты: почему-то поезда там ходят крайне медленно, да еще на конечных основательно стоят. Общее время в пути на Ленинской линии - 15 минут, на Дзержинской - 5-6 минут. Если те же расстояния проезжать наземным транспортом, то от Площади Калинина ("Заельцовской") до Площади Маркса получится около 30-35 минут (если даже удастся не простоять в пробках на Красном, "повертеться" на развязках у Речного вокзала и на Маркса все-таки придется), а от вокзала ("Площади Гарина-Михайловского") до Ипподромской ("Маршала Покрышкина") - минут 15-20.
Впрочем, многие новосибирцы предпочитают троллейбусы, маршрутки и коммерческие автобусы только из-за того, что их маршруты "длиннее" линий метро. Наземный транспорт зачастую не только полностью дублирует метро, но и "подвозит" пассажиров в какой-нибудь конкретный "спальник". Что греха таить, автор этих строк тоже предпочитал из Академгородка ездить на работу до площади Ленина на маршрутке, вместо того, чтобы пересаживаться на "Речном" в метро, да и сейчас чаще всего на работу езжу на маршрутках, несмотря на то, что и работа, и дом у меня "по линии метро". Правда на левый берег, после пары случаев длительных "простоев" в пробках что на одном, что на другом мосту, я предпочитаю ездить на метро - так надежнее.

Время работы метро - с 6-00 до 24-00, некоторые (непопулярные) выходы со станций открываются в 7-00 и (или) в 8-00, а также закрываются в 20-00, 21-00 и (или) 22-00. "Официальный" переход "Красный проспект"-"Сибирская" закрывается в 22-00.
Интервал движения на Ленинской линии в дневные часы - 3 минуты, в вечерние часы - от 7 до 20 минут, на Дзержинской линии в дневные часы - 6 минут, вечером - 10-12 минут. Тем не менее, сибирское метро никак нельзя назвать непопулярным - практически в любое время там многолюдно, в часы пик, порой приходится пропустить не один поезд. Сравнивать с центральными станциями Москвы или Питера, конечно, нельзя, но рискну утверждать, что метрополитены в Екатеринбурге и даже в Нижнем (там даже станций больше, чем у нас) производят куда большее ощущение малофункционального "сувенира".

Новосибирское метро перевозит более 300 тысяч пассажиров в сутки (это третий показатель в стране). Цифры загрузки по отдельным станциям (еще без "Маршала Покрышкина") когда-то были опубликованы на сайте рекламного агентства "СПАРКС" (от 14 тысяч на "Гагаринской" до 50 на "Площади Маркса" и "Заельцовской"), хотя мне эти цифры кажутся весьма сомнительными. Ни за что не поверю, что загрузка "Сибирской" больше, чем "Красного проспекта", а "Заельцовская" и "Площадь Маркса" загружены одинаково.

На Ленинской линии и "Площадь Маркса", и "Заельцовская" заканчиваются оборотными тупиками (тупики еще есть на "Студенческой" и "Красном проспекте"). А вот движение по Дзержинской линии организовано весьма экзотично: до декабря 2000 года движение "временного" типа означало курсирование единственного челнока между вокзалом и "Сибирской", при этом использовался только один путь, а половины станций - что на "Площади Гарина-Михайловского", что на "Сибирской", даже не освещались.
Несмотря на то, что на схемах этот кусок гордо именовался Дзержинской линией, даже в поездах на "Красном проспекте" объявляли так: "Станция "Красный проспект", переход на станцию "Сибирская" к поездам до станции "Площадь Гарина-Михайловского" к железнодорожному вокзалу".
Еще одно небольшое отступление. Мало кто помнит, что это длиннющее сообщение, которое можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннеса, в 1993-1994 годах звучало еще длиннее. В качестве рекламы к этому аудиосообщению тогда была добавлена информация: "...и Банку "Центр Державы"". Когда "Центр Державы" благополучно скончался, рекламу стерли и фраза про переход оставалась интонационно незавершенной. Году в 97-м сообщение переписали и оно зазвучало так же, как и раньше.

Сейчас на Дзержинской линии используются оба пути, но вместо одного "челнока" теперь бегают два, правда, в вечернее время - снова один. Кроме того, ни на одной станции не работают таймеры, отсчитывающие время от ухода поезда, что делает поездку очень загадочной - во-первых, неизвестно, когда придет поезд, а, во-вторых, неизвестно, на какой путь он придет. На "Сибирской" после открытия "Маршала Покрышкина" повесили два двусторонних световых щита-указателя, которые должны показывать, на какой путь прибудут поезда до "Маршала Покрышкина" и до "Площади Гарина-Михайловского". Беда только в том, что эти щиты не всегда показывают правду, а то и вовсе не горят, поэтому сбегая по переходу с "Красного проспекта" к уже стоящему поезду никогда точно не знаешь, куда же он тебя увезет.
Дзержинская линия забавна еще двумя особенностями. Первое. В новосибирском метро обычно крайние вагоны заполняются больше, чем средние (пассажиры экономят путь в нужную сторону), но на Дзержинской линии это правило доведено до абсурда: один крайний вагон всегда полон, а другой крайний вагон может быть вообще пустым... Так было и во времена "единственного челнока", но с открытием "Покрышкина" правило продолжало действовать на всех трех станциях: один из двух выходов ("из последнего вагона") популярен, второй же - нет (а на "Маршала Покрышкина" второй выход, вообще, не работает).

Вторая "забавность" - в непопулярности "официального" перехода с "Красного проспекта" на "Сибирскую". В этом узле существует два способа перейти со станции на станцию - по переходу (длиннющий такой и кривущий "московский" тоннель, за кривизну "метрошники" его "пьяным" прозвали), выходы из которого расположены в центре каждой станции, или через общий для двух станций подземный вестибюль (под перекрестком Красный проспект - улица Гоголя). Переход по тоннелю занимает 5-6 минут (засекал), плюс толкотня на вечно забитом "Красном проспекте", две лестницы, хождение вдоль холодных мраморных стен... Переход через вестибюль (если ехать в последнем вагоне от "Заельцовской") займет 1,5-2 минуты - один подъем по лестнице, десять шагов по вестибюлю, вниз на эскалаторе, и попадаешь на "Сибирскую" к нужному "последнему вагону". Так что на "Красном" и на "Сибирской" сразу можно отличить новосибирцев от приезжих - неместные в "официальный" переход лезут :).

Объявления в поездах достаточно стандартные, вроде: "Станция "Студенческая"", "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Площадь Маркса"". Раза три-четыре напоминают о забытых вещах: "Уважаемые пассажиры! Просим Вас не забывать свои вещи в вагонах. При обнаружении чужих вещей, оставленных без присмотра, сообщайте о них машинисту электропоезда". Эти сообщения появились после терактов Москве в 95-96 годах. На "Площади Гарина-Михайловского" напоминают: "...Выход к железнодорожному вокзалу". Единственную в Новосибирске станцию с правосторонней платформой объявляют так: "Станция "Речной вокзал". Платформа справа", перед ней говорят: "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Речной вокзал", платформа справа". А по окончании всей поездки вам вежливо говорят: "Станция "Заельцовская". Конечная. Уважаемые пассажиры, всего Вам доброго". Единственным уникальным сообщением было объявление "Красного проспекта", текст которого приведен выше. После открытия "Маршала Покрышкина" его переписали и теперь станцию объявляют стандартно: "Станция "Красный проспект". Переход на станцию "Сибирская" к поездам Дзержинской линии". Аналогично объявляют и "Сибирскую": "Станция "Сибирская". Переход на станцию "Красный проспект" к поездам Ленинской линии".
Если ехать от "Заельцовской" к "Площади Маркса" или от "Площади Гарина-Михайловского" к "Маршала Покрышкина", то сообщения читает женский голос, в обратную сторону - мужской.



РЕКЛАМА

Эта тема заслуживает особого упоминания. Когда Вы попадаете в новосибирское метро, то сложно сказать, что же в нем первично - транспортная функция или рекламная "нагрузка". Реклама встречает вас на входе в павильон стикером "Золотой середины", обволакивает приятными голосами от студии "Инфо-М" на платформе, пугает разукрашенным МТС-ом поездом, бодрит в поезде (в поездах есть статичная реклама - в виде плакатов и стикеров, и динамичная - на экране телевизоров) и провожает стикером "Mivimex''а" на турникете выхода. Такого количества рекламы, поверьте, нет ни в одном российском метрограде - благо, я побывал почти во всех.

Объявления на станциях носят двойную нагрузку - во-первых, там напоминают: "...не допускайте прикосновения длинной одежды к ступеням эскалатора...", а во-вторых, сообщают, что "Цены на аппаратуру "DAEWOO" тают...". Во время прибытия поезда звук убирают полностью, а после того, как грохот стихнет, продолжают как ни в чем ни бывало: "...обращаться по телефонам...". Иногда рекламно-информационный поток прерывается злобным "отойдите от края платформы".

Рекламные стикеры есть на "входах-выходах" из павильонов и вестибюлей (иногда с претензией на креативность - вроде "Выхода не только для любителей КАОЛВИ"), а уж в поездах они есть всяческих размеров и функциональной направленности. Последнее было написано не случайно - ведь в Новосибирске стоит очередь из рекламодателей на стикер "НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ" - почему-то его любят магазины отделочных материалов вроде "Домоценетра" или "Перестройки". Был еще один функциональный стикер - зеркало от "Зовиракса", но это была сетевая реклама, в Москве такой тоже, наверняка, помнят.

Реклама "СПАРКСА" (эксклюзивного "наружечника" в метро) украшает "межфарное" пространство головных вагонов и окна в поездах. Правда, "общественные работы" агентство тоже проводит. Например, они изготавливают схемы в вагонах. В январе 2001 г. в вагонах появились новые стикеры-схемы (слегка корявые: "Гарина-Михайловского" перестала быть "площадью", и ее поменяли местами с "Маршала Покрышкина"). Летом 2003 г. "СПАРКС" новые схемы сделал - вполне, кстати, симпатичные, с архитектурными символами города - ГПНТБ, ГУМом, часовней, оперным театром, вокзалом. В канун юбилея метро бамперы (не знаю, как эта штука называется) головных вагонов украсились эмблемой метро с надписью "НОВОСИБИРСКОМУ МЕТРОПОЛИТЕНУ 15 ЛЕТ", на дверях поездов с внешней стороны летом 2000 года появился стикер "Счастливого пути", а на дверях вестибюлей в какой-то момент появились оптимистичные надписи "ВЫХОДА НЕТ".

Поезда в Новосибирске тоже продаются под рекламу. Раньше почему-то это любили "Pall Mall" и прочие табачные марки, потом оккупировали "чайники" - "Ранчай", "Майский чай", "Восточный купец", сейчас все больше "молочники" и "мобильщики" - МТС, например. Технология покраски такова: поезд красят неделю, сохнет он дня четыре, после чего на оплаченное время в метро начинают носиться "неголубые" экспрессы, закрашенные с крыши до колес в корпоративные цвета (есть даже свои стандарты на закраску окон - не более 25% от площади :). После рекламной кампании поезду возвращают изначальный окрас (ну, или почти изначальный - плюс-минус десяток пантонов от голубого). Иногда забывают докрасить все до конца, и вагоны бегают с красными крышами или, вообще, с заботливыми предупреждениями, оставшимися, например, от табачной рекламной кампании: "МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ". Раньше пугались, потом смеялись, сейчас привыкли...

Телевизоры в нашем метро появились году в 97-м. Это сразу стало "фишкой". Ради вещания в метро даже телекомпанию зарегистрировали и лицензию получили. Название дали такое, что сразу и не расшифруешь: "ТМВ" (буква "М" от эмблемы метро находится как бы между и над "ТВ"), видимо решили, что "МТВ" уже где-то было. Раньше программы шли сплошь нехитрые - прогноз погоды на три дня (вся программа обновлялась раз в три дня), "путевые советы" ("как убрать накипь из чашки" и тому подобное), "мысли" (афоризмы то есть), астрологический прогноз "от Юлианы" (есть у нас такое чудо), афиша, немного городских новостей, а в основном, все та же реклама.
Незадолго до выборов мэра весной 2004 г. за телевидение в метро взялись всерьез (видимо из-за того, что доступ к эфирному телевидению у действовавшего мэра был весьма ограниченным) - к логотипу ТМВ добавился логотип "Новосибирск со знаком плюс", качество "продукта" улучшилось - появилась какая-то журналистика, попытки аналитики. Примерно в то же время на станциях "Площадь Ленина", "Заельцовская" и "Площадь Маркса" установили мониторы, на которых тоже идут передачи "со знаком плюс". А на днях заметил знакомый логотип на мониторах в супермаркете.

После открытия телевещания поднялся шум - звук телевизора был слишком громким и буквально глушил пассажиров (полностью звук убирается только на объявление автоинформатора). Было проведено соответствующее разъяснение: "уровень громкости соответствует всем санитарным нормам, вот справка". Правда, решили, что нужно поезда сделать "толерантными" - вагон с телевизорами, вагон без них (с телевизорами чаще всего крайние вагоны), а то некоторые несознательные старушки начали поезда пропускать, дожидаясь экспрессов, не отягощенных чудом цивилизации. Потом эти споры утихли, поскольку все материалы были сделаны преимущественно "экранными полями" и дикторы стали не нужны, из динамиков лилась лишь тихая музыка. Сейчас же вновь возникла проблема громкости - в передачах появилось довольно много сюжетов, прямой речи, комментариев, но из-за грохота поезда разобрать что-то практически невозможно. Выход нашли простой - речь дублируют бегущей строкой, как для глухонемых, причем внизу экрана строка бежит только в передачах на станицях, в поездах же ее пускают в верхней части монитора, иначе сидящим мешает читать поручень!



МОБИЛЬНИКИ


Актуальный нынче вопрос: на каких станциях метро работают мобильники? Раньше в Новосибирске, естественно, телефоны работали только в "кишке" метромоста и в надземной половине "Речного вокзала". Но с некоторых пор правильный ответ на модный вопрос - "на всех станциях". То есть, Новосибирск, стал первым и пока, по-моему, единственным городом в России, где мобильная связь есть абсолютно на всех станциях метро. Это чудо обеспечил горожанам МТС. Именно этот оператор с 2000-го года планомерно закрывал станцию за станицей, к середине 2002-го обеспечив связь в метро - везде, кроме тоннелей. Далее началась реализация программы по уничтожению "дырок" на станциях - на эскалаторах, в подземных переходах и т.д. Не знаю, как там "отрапортовано", но "дырки" и "баги" по-прежнему есть, иногда очень даже серьезные. Например, замечено, что после выхода на поверхность с "Гагаринской" телефон может больше часа искать сеть, причем на самой станции связь великолепная.

"Би Лайн" в 2001-м ответил громкой акцией (не помню, как она называлась) по введению соты на "Площади Ленина". Газеты в тот период пестрели рекламой с изображением "билайновской" и метрошной символик, а по радио транслировался ролик со словами "...следующая станция "Красный проспект". Все это выглядело очень смешно и нелепо, поскольку МТСом уже тогда было закрыто больше половины станций. Любопытно, что МТС весь период "покрытия" все делал молча и лишь по окончании работ, появились стикеры на дверях поездов про то, что "в метро связь устойчивая".
Кстати, работает ли "Би Лайн" сейчас на "Красном" или еще где, не знаю, надо бы спросить у знакомцев-"пчеловодов".
"Мегафон" у нас появился в конце 2003-го года, но ему, по-моему, пока не до метрополитена, двое монстров ему и так "dolce vita" устроили - для начала сделали входящие под 40 центов.

Вот такое оно, ЭНСКое метро. Как говорится, что знал - написал. Если еще вспомню, дополню.



АНИМИРОВАННАЯ СХЕМА РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОГО МЕТРО
НА ГЛАВНУЮ
Вам понравился мой сайт?
Любые замечания и дополнения принимаются


 
купить led samsung . морозильный ларь, ещё дешевле. . сделаем. Витрина, Прилавки для торговли витрины магазинов. . Азарт онлайн казино тут
купить led samsung морозильный ларь, ещё дешевле. сделаем. Витрина, Прилавки для торговли витрины магазинов. Азарт онлайн казино тут
Hosted by uCoz