|
|||
![]() |
ИСТОРИЯ |
Разговоры о метро в Новосибирске начались в 60-х годах, когда стало понятно, что город-акселерат требует нового вида транспорта. Но решение Совмина о строительстве было принято только в 1978 году. Лоббировали это решение тогдашний председатель горисполкома И. Севастьянов и главный архитектор города Л. Михалев. Поэтому метро в столице Сибири можно смело назвать их детищем. ![]() Пусковой участок включал в себя 5 станций Ленинской линии от "Красного проспекта" до "Студенческой", депо "Ельцовское" и метромост через Обь. Тогда же должны были пустить "Спортивную", но к сроку не успели, а позже, вообще, свернули строительство. "Костяк" новосибирской подземки (до сих пор этот участок метро является основным) был запущен 7 января 1986 года. ![]() ![]() Примерно в это же время (году в 1987-88-м) началось строительство еще трех станций ("Площадь Маркса" начала строиться практически одновременно с первым участком) - "Фрунзенской", "Гагаринской" и "Площади Калинина". Ради этого были вновь перекрыты часть Красного проспекта и магистраль, связывающая центр города с Дзержинским районом, - улица Гоголя. Если судьбы "Гагаринской" и "Площади Калинина" (теперь "Заельцовской") сложились удачно, то история "Фрунзенской" (ныне "Маршала Покрышкина") - это совершенно особый разговор, про это на сайте есть целый рассказ. ![]() ![]() 2 апреля 1992 года был запущен участок от "Красного проспекта" до "Заельцовской" - тоже стратегической станции-развязки на севере города. На этом строительство первой очереди новосибирской подземки завершилось. Первая станция второй очереди была открыта лишь 28 декабря 2000 года. Наверное, такого восторга жители Сибчикаго не испытывали очень давно - с самого открытия метро. В день открытия на станцию пускали всех - и губернаторов, и простых смертных, играла музыка, лилось шампанское и резались многочисленные ленточки. Первый поезд вел губернатор области Виктор Толоконский (пассажиры потом говорили, что "резковато вел"), а тогдашний начальник метро Демин получил в дар огромный "ключ от станции". Пуск "Маршала Покрышкина" не решил транспортных проблем города, но, во-первых, было открыто полноценное (или почти полноценное) движение на Дзержинской линии, а, во-вторых (пожалуй, это главное) у горожан появилась надежда на то, что после восьмилетнего перерыва строительство метро в Новосибирске будет продолжено. ![]() Первое событие случилось в 1996 году после "ликвидации" Дудаева. Те самые злополучные переговоры ичкерийского президента по мобильнику "засекли" новосибирские ФСБшники. После чего в редакцию газеты "Новая Сибирь" пришло письмо, написанное зелеными чернилами (блин, "воины Ислама"!), содержащее угрозы новосибирцам. Силовиков насторожило то, что в письме, опубликованном газетой, содержалось слишком много засекреченной информации. В метро усилили дежурство милиции, на центральных станциях появились видеокамеры, а в вестибюлях могли запросто остановить и дать понюхать багаж собаке. ![]() ![]() ![]() ![]() |
ПЕРСПЕКТИВЫ |
Перспективы строительства до последнего времени были туманны. Начатое было строительство "Площади Станиславского" свернули году в 94-95-м, на "Гусинобродской" (ныне ее все чаще называют "Золотой нивой") с "Доватора" тоже не очень-то видно примет строительства, а про "Волочаевскую"-"Молодежную", похоже, вообще, забыли. В схемах ее не рисуют, а в планах то упоминают, как некую "зональную" станцию, то не вспоминают вовсе. ![]() Но оптимизм у горожан и у начальства все равно есть. В феврале 2001 г. проходило огромное совещание с участием московских специалистов, на котором было сказано, что метро в Новосибирске будет, причем было сказано, какое и когда. К концу 2003 года обещали сдать "Березовую рощу" - станцию, которая по объемам загрузки будет сравнима с "Площадью Маркса" и "Заельцовской". Позже сроки сдвинулись до конца 2004 г. Судя по темпам и по настроениям в мэрии к Новому году до "Березки" прокатимся. Мэрия сменила подрядчика - теперь метро строит "БАМтоннельстрой". В прошлом году нашим метростроевцам купили проходческий щит LOVAT, строительство метро активно "пиарится" в лучших советских традициях - и по ТВ, и "Комсомолка" чуть не ежедневно "вести с полей" передает... ![]() Рискну сказать за всех горожан, но в столь радужное будущее, похоже, не верит никто. Но если построят хотя бы "Березовую рощу" и "Площадь Станиславского", можно будет сказать, что метро в Новосибирске состоялось. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Метро в Новосибирске строится преимущественно открытым способом, самая глубокая станция - "Сибирская", да и то только из-за того, что в пересадочном узле "Красный проспект"-"Сибирская" она находится ниже "Красного". "Мелкость" не мешает нашей подземке "мажорить" эскалаторами, которые есть на многих станциях. ![]() Году в 98-м с эскалаторами был связан небольшой скандал - одной барышне гребенкой разорвало длинную шубу. Барышня подала в суд, но, насколько я запомнил, суд проиграла (Россия же!..). Правда правила пользования метрополитеном с тех пор дополнились "нестандартным" сибирским пунктом - теперь "прикосновение длинной одежды со ступенями эскалатора" запрещается :). ![]() К сооружениям метрополитена относятся также метромост через Обь, единственное электродепо "Ельцовское", огромное количество разнообразных наземных вентиляционных сооружений и подземных переходов (даже тех, что не ведут в метро, а просто находятся рядом с ним - например, переход рядом со станцией "Речной вокзал"), а также управление МУП "Новосибирский Метрополитен" (инженерный корпус) в доме №34 по улице Серебренниковской. ![]() ![]() ![]() Интервал движения на Ленинской линии в дневные часы - 3 минуты, в вечерние часы - от 7 до 20 минут, на Дзержинской линии в дневные часы - 6 минут, вечером - 10-12 минут. Тем не менее, сибирское метро никак нельзя назвать непопулярным - практически в любое время там многолюдно, в часы пик, порой приходится пропустить не один поезд. Сравнивать с центральными станциями Москвы или Питера, конечно, нельзя, но рискну утверждать, что метрополитены в Екатеринбурге и даже в Нижнем (там даже станций больше, чем у нас) производят куда большее ощущение малофункционального "сувенира". ![]() ![]() ![]() Еще одно небольшое отступление. Мало кто помнит, что это длиннющее сообщение, которое можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннеса, в 1993-1994 годах звучало еще длиннее. В качестве рекламы к этому аудиосообщению тогда была добавлена информация: "...и Банку "Центр Державы"". Когда "Центр Державы" благополучно скончался, рекламу стерли и фраза про переход оставалась интонационно незавершенной. Году в 97-м сообщение переписали и оно зазвучало так же, как и раньше. ![]() ![]() ![]() ![]() Если ехать от "Заельцовской" к "Площади Маркса" или от "Площади Гарина-Михайловского" к "Маршала Покрышкина", то сообщения читает женский голос, в обратную сторону - мужской. |
РЕКЛАМА |
Эта тема заслуживает особого упоминания. Когда Вы попадаете в новосибирское метро, то сложно сказать, что же в нем первично - транспортная функция или рекламная "нагрузка". Реклама встречает вас на входе в павильон стикером "Золотой середины", обволакивает приятными голосами от студии "Инфо-М" на платформе, пугает разукрашенным МТС-ом поездом, бодрит в поезде (в поездах есть статичная реклама - в виде плакатов и стикеров, и динамичная - на экране телевизоров) и провожает стикером "Mivimex''а" на турникете выхода. Такого количества рекламы, поверьте, нет ни в одном российском метрограде - благо, я побывал почти во всех. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
МОБИЛЬНИКИ |
![]() ![]() Кстати, работает ли "Би Лайн" сейчас на "Красном" или еще где, не знаю, надо бы спросить у знакомцев-"пчеловодов". "Мегафон" у нас появился в конце 2003-го года, но ему, по-моему, пока не до метрополитена, двое монстров ему и так "dolce vita" устроили - для начала сделали входящие под 40 центов. Вот такое оно, ЭНСКое метро. Как говорится, что знал - написал. Если еще вспомню, дополню. |